Социологи и историки интересуются самим опытом и последствиями договорных браков в сравнении с браками по любви в Китае, но мало внимания уделяется самой задаче организации таких браков, а также жизням и взглядам брачных посредников, как профессионалов, так и любителей, которые взяли на себя эту задачу.
Мы знаем, что брачные посредники были морально необходимы для многих браков со времен глубокой древности, и были необходимы по закону по меньшей мере со времен династии Тан.
Стереотипы о жадных и равнодушных брачных посредниках часто встречаются в литературных трудах и театральных постановках, а также народных песнях и поговорках. И похоже, принципы, которыми руководствуются посредники для создания удачных браков, во все времена попадали в литературу. В современной литературе брачные посредники являются второстепенными персонажами как в художественных произведениях, так и в автобиографиях. Наиболее известной из таких фигур, конечно, является Хуннян, предприимчивая горничная в «Романе западной палаты» писателя династии Юань Ван Шифу. Истории, происходящие в этом романе, стали стандартным репертуаром в различных китайских театральных традициях, а имя Хуннян стало предпочтительным современным эвфемизмом брачного посредника.
Существует непрерывный градиент между любительским брачным посредничеством, в котором, похоже, всегда была задействована огромная доля населения, и профессиональными брачными посредниками, работающими за деньги и иногда создающими непомерное количество союзов. Можно построить теоретическую модель для отражения этих вариаций, и прогнозы, основанные на этой модели, как правило, подтверждаются как редкими литературными произведениями на эту тему, так и интервью с современными брачными посредниками.
В этом веке большинство браков китайцы заключают уже не по договоренности, а «по любви», но все еще обращаются к брачным посредникам, чтобы те представили будущих супругов и обсудили условия соглашений. В коммунистическом Китае брачные посредники на постоянной основе связаны с рабочими подразделениями, и существуют огромные профессиональные ассоциации для содействия обмену информацией среди брачных посредников.
У современных брачных посредников взяли интервью в городе Тянцзине в 1992 году, и в соответствующей анкете были вопросы для состоящих в браке сельских и городских жителей о брачных посредниках, которые представили им их супругов. Очень похожая анкета была заполнена подходящей группой сельских и городских жителей в городе Таоюане, Тайвань, в конце 1996 года. В данной работе отражены результаты того исследования.