Помимо соответствий фонетический метод обучения также должен развивать способность к блендингу. Блендинг – это плавное соединение фонем с целью получения произношения, достаточно близкого к слову, чтобы оно было узнаваемым.
Маленькие дети, как правило, знакомятся с блендингом через рифму. Рифмование – это, по сути, добавление новой инициали к старой рифме слога. Не стоит ожидать от детей создания рифм, пока у них не будет большого опыта их распознавания. Прослушивание рифмованных историй, чтение стихов наизусть и пение рифмованных песен должны ежедневно практиковаться в раннем образовательном процессе. Сперва дети могут пытаться рифмовать путём добавления одной инициали к разным словам. Например, они могут играть в игру под названием «Silly Sally», где они подставляют /s/ вместо инициали в каждое слово. Так можно получить существующие (me, see; hand, sand) и несуществующие слова (mouse, souse; fork, sork). Любая фонема, например, звук недели, может быть такой инициалью в этой игре (Silly Filly, Silly Milly и т.д.).
Еще одним простым занятием для еще не читающих учеников является игра на угадывание под названием «Секретный код». Учитель может перевернуть листок с иллюстрацией слова и назвать его по фонемам, например, /h/a/t/. Когда ученик соединяет фонемы и угадывает слово, учитель показывает картинку. В эту игру также хорошо играть с загадками. Тогда картинки не понадобятся. Например, учитель может сказать: «Я думаю о потерявшемся животном «Bo Peep». Это /shee/ /p/ (овца)». «Секретный код» – это хорошая игра для развития навыков соединения фонем, потому что она нацелена только на блендинг и не осложнена запоминанием соответствий.
Где соединение фонем становится крайне важным, так это при расшифровке напечатанных слов. Чтобы упростить блендинг в случае с напечатанными словами, нам нужно переосмыслить структуру слога. Одним из способов разбиения слога является разбиение на инициаль (все, что стоит до гласного) и рифму (гласный и все, что стоит после него). Инициаль и рифма – это части произносимых слогов, а не написанных. Например, слово street можно разбить на /str/ и /eet/. Разбиение на инициаль и рифму кажется естественным, но это, вероятно, особый случай значимого гласного. Гласный является самой громкой частью слога и звуком, который всегда можно растянуть. Легко разбить слог с любой стороны от громкого гласного.
Для блендинга лучше разделить слог по-другому. Если мы объединим инициаль с гласным, мы получим тело слога. Все, что стоит после тела, называется финалью. Например, в слове dream /drea/ является телом слога, а /m/ – финалью.
В этой новой терминологии есть один важный момент: соединение тела и финали легче, чем соединение инициали и рифмы. Это связано с тем, что инициали часто довольно сильно искажаются при соединении фонем. Например, если мы попросим ребенка соединить d-ice, будет очень сложно произнести /d/ без значительного искажения. Так как звук /d/ задействует голосовые связки, требуется какой-то гласный для произнесения /d/ (как правило, это звук шва /u/), и это искусственное озвучивание влияет на соединение с имеющимся гласным. Однако согласные не искажаются после гласного, т.е. в финали. Следовательно, di-ce – очень легкое слияние.
В общем, самым простым способом соединения при расшифровке является соединение «тело-финаль», например, swee-t. Соединение инициали и рифмы (sw-eet) обычно сложнее, но по крайней мере нужно соединить только две части. Но все же блендинг фонем сложнее, так как может присутствовать 3, 4, 5 или 6 фонем, которые нужно объединить в один слог.
Произнесение и создание слов путем блендинга слева направо – это, как правило, не самый лучший вариант. Лучше, по меньшей мере на первых порах, сначала произносить гласный. Например, со словом rag сначала сосредоточиться на произнесении a как /a/. Затем добавить инициаль к гласному, чтобы получить тело, например, /r/a/, /ra/. И в конце соединить тело с финалью, например, /ra/g/, rag.
Креативным способом помочь детям начать развивать этот навык является детская горка. Используя образ или модель детской горки, представьте, что гласный (например, краткий e) забирается на горку, где он зовет на помощь: /e/, /e/. Поднимите наверх инициаль (например, r), чтобы составить тело слога (например, буквы re, произносимые с кратким e). Разместите букву d в нижней части горки, чтобы поймать re. Растягивайте гласный в re, пока он не врежется в d, чтобы сформировать слово red. Повторите с множеством тел и финалей, чтобы сформировать и отработать на практике навык соединения фонем.